Сикейра

Сикейра
, Домингуш Антонио (Sigueira, Domingos Antonio) 1768, Лиссабон — 1837, Рим. Португальский живописец, рисовальщик, офортист. Учился на Королевских курсах рисунка в Лиссабоне, затем как пенсионер находился в 1788—1795 в Риме, где учился у А. Каваллуччи и Д. Корви. Вернувшись в 1795 в Лиссабон, работал в королевских дворцах Ажуда и Мафра. Писал картины на исторические, религиозные, аллегорические сюжеты и портреты. В 1802 стал придворным художником, в 1805 возглавлял в Порту курсы рисунка при Морской академии. После изгнания наполеоновских войск из Португалии за исполнение портретов французских генералов поплатился девятимесячным тюремным заключением и крушением придворной карьеры. Победа португальской революции 1820, возглавляемая армией и либеральной буржуазией, была встречена художником с энтузиазмом, но в условиях наступившей реакции он вынужден был в 1823 эмигрировать; в 1824—1826 жил в Лондоне и Париже, затем в Риме, где возглавлял класс живописи Академии Св. Луки, пользовался большой известностью и почестями, оказываемыми ему королевскими дворами Португалии и Бразилии. Традиция сближать Сикейру с Гойей, которые были современниками, но никогда не встречались, основывается на чисто внешнем сходстве их жизненных и творческих судеб, захваченных бурным водоворотом истории в предромантическое время между двумя художественными эпохами. Изменчивый дух этого времени отразился в искусстве Сикейры, которое делится на три периода. Ранний, охватывающий 1788—1807, период первого пребывания в Риме и работы при португальском дворе, связан с приемами академического классицизма и отмечен влиянием известного португальского живописца Ф. Виейры Портуэнси, венецианца Д. Пеллегрини, английской гравюры. Первая заказная картина, исполненная в Риме, посвященная основанию Каза Пиа — странноприимного дома в Лиссабоне (1792—1794, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), представляла собой большую многофигурную композицию, включавшую аллегорические образы и фигуры реальных лиц. Картины Сикейры для королевских дворцов уцелели только в нескольких эскизах, сами же они, вывезенные при бегстве в 1807 королевского дома в Бразилию, не сохранились. Охватывающий годы со времени войны с Наполеоном до эмиграции (1807—1823) второй период творчества Сикейры оказался самым ярким и плодотворным. В его портретах отразились черты искусства Нового времени с его образом человеческой личности, свободным от сословного подхода и утверждающим себя в обществе и окружающем мире. В групповом портрете семьи виконта Сантарена (ок. 1817), полном аристократизма и одновременно непринужденности, в лиричном и декоративно-привлекательном образе двух своих маленьких дочерей, в портретах мальчика графа Фарробо (1813) на фоне английского парка и обаятельной черноглазой дочери художника Марии Бенедиты у рояля (1812, все — Лиссабон, Нац. музей старого искусства) живописец приобщает зрителя к внутренней жизни и душевному состоянию изображенного человека. Основные работы Сикейры этого периода — картины, посвященные конституции 1822. Одна из них — Торжественная аллегория (1822, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), другая — большая композиция исторического характера, призванная запечатлеть провозглашение конституции. Создание этой картины (не была завершена) потребовало от художника работы над многочисленными эскизами, а также рисуночными портретами депутатов конституционного собрания, представляющими собой вершину его портретного и графического мастерства (большинство находится в Лиссабоне, Нац. музее старого искусства). В условиях эмиграции общественный темперамент художника стал заметно гаснуть, хотя он много работал в области литографии (благодаря ему впервые появившейся в Португалии) и писал исторические картины. На парижском Салоне 1834 Сикейра получил золотую медаль за картину Смерть Камоэнса (не сохранилась). После переезда в Италию в позднем творчестве мастера возобладали религиозные композиции символического и мистического характера (Снятие с креста, 1827; Поклонение волхвов, 1828; Вознесение, 1832; незавершенная огромная картина Страшный Суд, 1832—1833). Его живопись, окончательно и резко отойдя от принципов академического классицизма и став почти монохромной, насытилась мерцанием призрачного тающего света и как бы утратила материальность, что отчасти объясняется знакомством Сикейры с произведениями английского живописца Тернера, выставка которого состоялась в те годы в Риме. Большие подготовительные рисунки к картинам, еще раз подтвердившие замечательное мастерство Сикейры как графика, также исполнялись им теперь в подчеркнуто свободной, пронизанной светом динамичной манере.
Лит.: Beaumont M. A. M. Domingos Antonio de Sigueira. Desenhos. Lisboa, 1972—1975.
Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Сикейра" в других словарях:

  • Сикейра — Сикейра, Жозе бразильский композитор. Сикейра, Руй ди португальский мореплаватель XV века. Сикейра, Домингуш Антониу португальский художник. Сикейра, Диогу Лопиш де португальский мореплаватель XVI века …   Википедия

  • Сикейра Домингуш Антониу — Сикейра (Sequeira) Домингуш Антониу (10.3.1768, Белен, близ Лисабона, ‒ 7.3. 1837, Рим), португальский живописец и график. Работал в Лисабоне и Порту; с 1802 ‒ придворный художник. Как участник Революции 1820 эмигрировал в Париж, в 1826 переехал… …   Большая советская энциклопедия

  • Сикейра-Кампус (Парана) — Муниципалитет Сикейра Кампус Siqueira Campos Герб …   Википедия

  • Сикейра, Лусиано — Лусиано Общая информация …   Википедия

  • Сикейра, Жозе — Жозе Сикейра (порт. José Siqueira; 24 июня 1907, Консейсао 22 апреля 1985, Рио де Жанейро) бразильский композитор. Автор балета «Сельский праздник» (порт. Uma Festa na Roça; 1943), опер «A compadecida» (1959) и «Gimba» (1960). В 1940 г. стал… …   Википедия

  • Сикейра — (Sequeira)         Домингуш Антониу (10.3.1768, Белен, близ Лисабона, 7.3. 1837, Рим), португальский живописец и график. Работал в Лисабоне и Порту; с 1802 придворный художник. Как участник Революции 1820 эмигрировал в Париж, в 1826 переехал в… …   Большая советская энциклопедия

  • Сикейра Ж. —         (Siqueira) Жозе (р. 24 VI 1907, Консейсан, шт. Параиба) браз. композитор, дирижёр, педагог и муз. обществ. деятель. Учился у Ф. Браги (композиция) в Нац. муз. школе при Браз. ун те в Рио де Жанейро, затем в консерватории (композиция,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Сикейра Ж. — СИКÉЙРА (Siqueira) Жозе (1907–85), браз. композитор, дирижёр. Один из основателей (1940) и худ. руководитель Бразильского симфонич. орк. (до 1948). Сочинение ярко нац. колорита. Оперы, балеты, в т. ч. Карнавал в Ресифи (1947); оратория… …   Биографический словарь

  • Сикейра Жозе — (Siqueira) (1907 1985), бразильский композитор, дирижёр. Один из основателей (1940) и художественный руководитель Бразильского симфонического оркестра (до 1948). Сочинения яркого национального колорита. Оперы, балеты («Карнавал в Ресифи», 1947),… …   Энциклопедический словарь

  • Сикейра Жозе — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»